«Лебединое озеро» Петра ЧАЙКОВСКОГО
Весной 1876 Петр Ильич Чайковский завершил работу над своим первым балетом. Позади остались муки творчества, сомнения, неуверенность. Радость и подъем охватили композитора, сердцем и умом почувствовал, что музыка удалась, получился действительно убедительный и волшебный произведение. Восторженно взялась за работу и трупа Московского Большого театра, по заказу которого, собственно, и создавалось «Лебединое озеро». Через десять месяцев афиша сообщила о премьере.
20 февраля 1877 вошло в историю музыкальной культуры. В этот день впервые было показано «Лебединое озеро».
Однако постановка, как то ни парадоксально, вышла неудачной. Венцель Рейзингер, австрийской балетмейстер, которому выпала честь сделать первое хореографическое воплощение этого произведения на сцене, хотя и принадлежал к европейским знаменитостей, но умел бы комбинировать танцы. Поняв, что ему не справиться с симфонической по своей природе балетной музыкой Петра Ильича Чайковского, Рейзингер стал перекраивать ее по-своему, отвергая сложные и лучшие фрагменты и заменяя их посредственными танцевальными мелодиями других композиторов.
В одной из рецензий, появившейся сразу после московской премьеры, можно было прочитать о Венцеля Рейзингера такие слова: «Он такой же мастер ставить балеты, как самовар ездить верхом».
Но, несмотря на неудачу первой постановки, очень часто становилось окончательным приговором, произведение НЕ забыл. Правда, пройдет немало лет, пока к нему обратятся такие выдающиеся российские хореографы, как Лев Иванов, Мариус Петипа и Александр Горский. Они смогут прочитать его по-настоящему глубоко и дать вторую, вечную жизнь балетном шедевра.
Сценическая биография «Лебединого озера» в Киеве началась в двадцатые годы ХХ века, хотя некоторые фрагменты классического произведения были показаны во время гастролей артистов Большого и Мариинского театров в 1901 - 1915 годах. Несмотря на то, что в Киеве давно существовал прекрасный оперный коллектив, создать балетную профессиональную труппу появилась в 1926 году. Второй спектаклем, который труппа подготовила и показала 7 октября, стало «Лебединое озеро» П. Чайковского.
Леонид Алексеевич Жуков, приглашенный в Киев как балетмейстер, любовно и со знанием дела перенес на киевскую сцену постановку А. Горского, совершенное в Московском Большом театре в 1922 году. Главную партию было решено разделить между двумя балеринами. Одетту танцевала Мария Рейзен, которая прославила свое имя во время знаменитых Русских сезонов в Париже и Монте-Карло, а Одилии - молодая, но удивительно высокотехничная киевская балерина Вера Мерхасина. Зигфрида танцевал Леонид Жуков, не раз выступал в этой партии на сцене Большого театра.
Эта, собственно, постановка А. Горского, с незначительными редакциями и обновлениями, продержалась на киевской сцене довольно долго. Партии здесь выполнял целый ряд блестящих балерин, среди которых - Александра Гаврилова, Клавдия Васина, Зинаида Лурье.
В 1937 году Галина Алексеевна Березовая, назначена главным балетмейстером академического театра оперы и балета УССР, осуществила новую постановку «Лебединого озера». Сохранив классические танцевальные номера Л. Иванова, М. Петипа, А. Горского, восстановив удаленные некоторыми дирижерами и постановщиками музыкальные фрагменты, она взяла за основу поиски и опыт своего учителя, профессора А. Вагановой и создала волнующую романтическую драму с четким развитием сюжета, с глубоким раскрытием внутреннего мира главных героев и особенно Одетты-Одилии. Эта постановка памятная и тем, что в ней дебютировала на киевской сцене прославленная Украинская балерина, тоже ученица А. Вагановой, Антонина Ивановна Васильева, впоследствии первая среди артистов балета народная артистка Украины.
В третий раз театр обратился к немеркнущей шедевра П. И. Чайковского в 1945 году. Новую постановку осуществил прославленный балетмейстер народный артист России Федор Васильевич Лопухов. Он обогатил фантастический элемент балета, превратив историю искренней любви Зигфрида и Одетты в волшебную сказку. Постановке была присуща танцевальность в широком смысле этого слова. Отсюда идет традиция углублять хореографический текст партий Зигфрида и Ротбарда, которые долгое время трактовались как пантомимные. И снова целая плеяда актеров получила возможность сполна выразить весь простор своей творческой палитры.
Впоследствии театр еще дважды обращался к бессмертного шедевра русской балетной классики. В 1970 году киевляне познакомились с постановкой балетмейстера Роберта Клявин, в 1980 - с интересной, обозначенной многими находками интерпретацию «Лебединого озера» народного артиста Украины Анатолия Шекеры, который еще раз обратился к этому балету в 1995 году.
В балете «Лебединое озеро» П. Чайковского раскрылось мастерство и зрелость не одного поколения выдающихся украинских танцоров - Елены Потаповой, Валентины Калиновской, Татьяны Таякиной, Людмилы Сморгачевой, Раисы Хилько, Анны Кушнеров, Татьяны Боровик, Елены Филипьевой, Валерия Ковтуна, Сергея Лукина, Николая Прядченко, Виктора Яременко, Виктора рыбе, Костятина Костюкова и других. Для каждого из них «Лебединое озеро» стало школой мастерства, а для зрителей - свидетельством больших творческих возможностей тех, кто получил право выступать в этом балете.
В 1986 году во время гастролей киевской труппы в Испании состоялась премьера «Лебединого озера» в постановке выдающегося украинского хореографа Валерия Ковтуна. В 1995 году балет был возобновлен в художественном оформлении народного художника Украины Марии Левитской.