ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН середа 16 грудня 19:00

Дана подія вже відбулася :(


Але ви можете ознайомитись з іншими подіями категорії «ТЕАТР»

«Евгений Онегин» П.Чайковского

17 марта 1879 стало знаменательной датой в истории мировой музыкальной культуры. В этот день в Москве состоялась премьера одной из лучших опер русского классического репертуара - «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского. Проходят годы, десятилетия, а произведение продолжает очаровывать свежестью мелодики, глубиной и проницательностью чувств, особой возвышенностью и акварельной чистотой. «Лирические сцены» гениального композитора и сегодня остаются созвучными времени, волнуют нас, как волновали они современников Чайковского. Академик Б.Асафьев писал: «Евгений Онегин», роман в стихах Пушкина, - сколько дум, чувств, художественного наслаждения связано с этим произведением! Поэзия Пушкина глубоко вошла в быт многих поколений наших соотечественников. Стихи из «Онегина» цитируются наизусть, отдельные выражения становятся эпиграфами книг, статьями, вплетаются в литературный текст и в наш язык. Когда же роман лег в основу произведения второго крупнейшего художники, «Евгений Онегин» озарился новыми красками в неувядающей музыке П.И.Чайковского, «до глубины естества своего русского ...»

Анализируя создания той или иной оперы, не всегда можно с точностью назвать даже год, когда у композитора возник замысел. «Евгений Онегин» в этом отношении - счастливое исключение. Мы знаем, что 13 мая 1877 известная певица Елизавета Андреевна Лавровская неожиданно подсказала Петру Ильичу тему нового оперного произведения. «На прошлой неделе как-то посетил Лавровского. Разговор зашел о сюжетах для сцены. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, а потом вдруг сказала: «А если бы взять« Евгения Онегина »? Эта мысль показалась мне несенитною, и я ничего не ответил. Впоследствии, обедая в трактире, я вспомнил о «Онегина», задумался, потом нашел мнению Лавровского удобным, потом увлекся и к концу обеда решился. Сразу побежал искать роман Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечитал с восторгом и провел бессонную ночь, результатом которой стал сценариум волшебной оперы с текстом Пушкина ... »

Уже 29 мая композитор идет в село Глебов, чтобы полностью посвятить свое время работе над оперой.

Буйство весны, деревенская тишина, творческая возвышенность, обусловлена ​​такой дорогой для П.Чайковского темой, вдохновляли на работу. Уже через десять дней он пишет брату Модесту: «Всю вторую картину первого акта (Татьяна с няней) я уже написал и весьма доволен тем, что получилось. Большая часть первой картины тоже написана ... »А через неделю в письме к брату Анатолия сообщал:« Все первое действие в трех картинах уже готова, сегодня я приступил к другой. Чтобы я остался здесь на все лето, то, без сомнения, опера к концу лета была бы завершена ... »К сожалению, в Глеб Чайковский прожил того года только месяц.

«... Какая глубину поэзии в« Онегине »Я не ошибаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но сплошная поэтичность, человечность, простота сюжета в сочетании с гениальным текстом заменяет больше всего эти недостатки ».

Возвращение с Глебова в Москву не способствовало творческому вдохновению. Визиты, встречи, заботы в консерватории отнимали много времени, не давали возможности сосредоточиться. Только в августе, с трудом вырвавшись из Москвы в милой Каменки в Украине, снова берется за работу: инструмента и первую картину оперы.

В сентябре Петр Ильич снова возвращается в Москву. Но внутренняя неудовлетворенность, тяжелый и гнетущий душевное состояние выводят композитора из равновесия. Врачи советуют ему немедленно сменить обстановку. Композитор едет в Швейцарию, поселяется в маленьком уютном пансионате курортного городка Кларане. И снова погружается в поэтические строки Пушкина. В октябре он отправляет партитуру первого действия Николаю Рубинштейну, тогдашнему директору Московской консерватории. «... Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде, чем она пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностями, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и причудливой постановкой, с ее махальнимы машинами вместо капельмейстеров т.д. ».

Переехав в Венецию, Чайковский восторженно инструмента и второе действие. За пять дней полностью завершает работу над первой картиной (балл в Лариных) второго действия.

Из письма к Надежде фон Мекк:

«Не могу понять, каким образом, так сильно любя музыку, Вы можете не признавать Пушкина, который силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер виршотворення в бесконечную сферу музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихотворении, в его звуковой последовательности есть что-то проникновенное в самую глубину души. Это что-то и есть музыка ... »

1 февраля 1878 в итальянском городе Сан-Ремо Петр Ильич завершает работу над «Евгением Онегиным». За работой над новым произведением следило много людей. Деятели русской музыкальной культуры возлагали на П.Чайковского, к тому времени уже автора оперы «Кузнец Вакула», Первого фортепианного концерта, симфонической фантазии «Франческа да Римини», балета «Лебединое озеро», большие надежды. Конечно, как и каждый неординарный произведение, «Евгений Онегин» имел и своих поклонников, и своих противников. Не сразу во всей глубине почувствовал и понял оперу, например, Иван Сергеевич Тургенев, подверг острой критике изменения, внесенные Чайковским в тексты Пушкина.

Из рецензии С.Кругликова

«Время, когда« пелось лишь то, что было слишком бессмысленным, чтобы его произнести », - навсегда ушел в неизвестность. Все лучшие композиторы вдохновляются теперь не иначе, как лучшими произведениями литературы ... Но чем серьезнее отнестись к делу, тем сложнее она для воплощения ... Мне могут заметить, что «Онегин" не наше время задевает, что мундиры там, сюртуки фраки покроя не настоящий ... Сам Евгений - знамение времени, тип, герой романа, но не герой оперный ... В нем, пока он верен себе, пока не превратился наконец в человека, который умеет любить горячо и сильно, - нет данных для музыки : не ее задача - душевный холод и фразерство ... Не говорю о Татьяну ... Ее мечтательность, романтичность, искренность и сила чувств, нравственная чистота и молодая самоотверженность порывов сплелись вместе в единую, стройную, поэтическую гармонию ... »

Работая над оперой, Петр Ильич четко определил свой замысел, как «лирические сцены», выбранные из пушкинского романа. Именно те сцены, которые четко и недвусмысленно определяют морально-этические устои молодых героев - Татьяны, Онегина и Ленского.

«Евгений Онегин» П.И.Чайковского начал оперу нового типа, построенную не в интриге и историческом парадоксе, а на раскрытии внутреннего мира героев. В основу легли типичные человеческие чувства, которые пришлось переживать множества людей. Чайковский утверждал в оперном искусстве еще необычный в то время принцип психологического реализма «интимной, но сильной драмы».

Через два года после премьеры оперы на сцене Малого театра, спектакль появляется в репертуаре Большого театра. 19 октября 1884 состоялась премьера «лирических сцен» в Марийскому театре. Спектакль имел грандиозный успех. Благодарная публика преподнесла композитору серебряный венок.

Следующие представления проходили при переполненных залах. В апреля 1884 года года «Евгений Онегин» был впервые показан в Украине (Харьков). А 11 октября того же года премьера оперы состоялась в Киеве.

Значительный интерес к произведению обнаружили и зарубежные театры. 24 ноября 1888 «Евгений Онегин» был впервые показан в Пражском национальном театре. За пультом стоял Чайковский. Вскоре «лирические сцены» поставил на гамбургской сцене Густав Малер. За время, прошедшее после создания оперы, она шла почти на всех крупнейших сценах мира - в Лондоне, Берлине, Вене, Мадриде, Милане, Стокгольме, Нью-Йорке ...

Киевский оперный театр уже не раз обращался к сценическому воплощению «Евгения Онегина», и этот шедевр мировой оперной классики сохраняется в репертуаре более 100 лет.

Так, в ноября 1913 года театр почтил 20-летия со дня смерти П.И.Чайковского новой постановкой оперы, которую осуществили режиссер О.Улуханов и дирижер Д.Пагани.

Известно и о постановке 1927 года, осуществленной дирижером М.Вериковского. Кстати, партию Ленского в ней исполнял известный российский певец Л.Собинов, который тщательно изучил текст партии на украинском языке.

Сезон 1928/29 гг. Ознаменовался появлением нового спектакля. Дирижер Л.Брагинський и режиссер В.Манзий показали яркое представление, привлекая молодых исполнителей.

Партию Татьяны пела З.Гайдай, Ольги - А.Левицкому, Ленского - О.Колодуб и Б.Бобко, Гремина - Е.Циньов и М.Трифонов.

Во время пребывания Киевской оперы в Иркутске дирижер В.Йориш и режиссер М.Смолич осуществили новую интерпретацию пушкинского произведения.

Сезоны 45/46 и 51/52 гг. Ознаменовались появлением еще двух постановок, осуществленных режиссерами М.Смоличем и В.Манзием. Представлениями дирижировали В.Тольба и О.Климов.

Оригинальностью, смелым поиском новых средств выразительности, как драматургических, так и художественных, отмечалась постановка 1968 года. Режиссуру осуществил В.Скляренко, художественное оформление - известный сценограф Татьяна Бруни. Дирижировал спектаклем Л.Венедиктова. Интересную, обозначенную многими творческими находками интерпретацию, создала в 1972 году режиссер И.Молостова вместе с дирижером А.Рябова и художником В.Левенталем.

В 1983 году режиссер И.Молостова вместе с дирижером С.Турчака, художниками Ф.Нирод и М.Левитский которая создала эскизы костюмов, вдруг обратилась к прекрасной оперы П.Чайковского, которая почти двадцать лет идет на столичной сцене.

За долгую сценическую историю «Евгения Онегина» ведущие партии в ней пели лучшие оперные исполнители - З.Гайдай, Л.Лобанова, Т.Пономаренко, Л.Чкония, Е.Колесник, Г.Ципола, Л.Руденко, Г.Туфтина, в .Борищенко, В.Козерацький, П.Билинник, К.Огневой, А. Соловьяненко, М.Ворвулев, Ю.Гуляев, Д. Гнатюк, А. Мокренко, М. Роменский, А. Кикоть, М. Частий, а .Кочерга и др.


Попереднє замовлення