«Евгений Онегин» П.Чайковского
17 марта 1879 стало знаменательной датой в истории мировой музыкальной культуры. В этот день в Москве состоялась премьера одной из лучших опер русского классического репертуара - «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского. Проходят годы, десятилетия, а произведение продолжает очаровывать свежестью мелодики, глубиной и проницательностью чувств, особой возвышенностью и акварельной чистотой. «Лирические сцены» гениального композитора и сегодня остаются созвучными времени, волнуют нас, как волновали они современников Чайковского. Академик Б.Асафьев писал: «Евгений Онегин», роман в стихах Пушкина, - сколько дум, чувств, художественного наслаждения связано с этим произведением! Поэзия Пушкина глубоко вошла в быт многих поколений наших соотечественников. Стихи из «Онегина» цитируются наизусть, отдельные выражения становятся эпиграфами книг, статьями, вплетаются в литературный текст и в наш язык. Когда же роман лег в основу произведения второго крупнейшего художники, «Евгений Онегин» озарился новыми красками в неувядающей музыке П.И.Чайковского, «до глубины естества своего русского ...»
Анализируя создания той или иной оперы, не всегда можно с точностью назвать даже год, когда у композитора возник замысел. «Евгений Онегин» в этом отношении - счастливое исключение. Мы знаем, что 13 мая 1877 известная певица Елизавета Андреевна Лавровская неожиданно подсказала Петру Ильичу тему нового оперного произведения. «На прошлой неделе как-то посетил Лавровского. Разговор зашел о сюжетах для сцены. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, а потом вдруг сказала: «А если бы взять« Евгения Онегина »? Эта мысль показалась мне несенитною, и я ничего не ответил. Впоследствии, обедая в трактире, я вспомнил о «Онегина», задумался, потом нашел мнению Лавровского удобным, потом увлекся и к концу обеда решился. Сразу побежал искать роман Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечитал с восторгом и провел бессонную ночь, результатом которой стал сценариум волшебной оперы с текстом Пушкина ... »
Уже 29 мая композитор идет в село Глебов, чтобы полностью посвятить свое время работе над оперой.
Буйство весны, деревенская тишина, творческая возвышенность, обусловлена такой дорогой для П.Чайковского темой, вдохновляли на работу. Уже через десять дней он пишет брату Модесту: «Всю вторую картину первого акта (Татьяна с няней) я уже написал и весьма доволен тем, что получилось. Большая часть первой картины тоже написана ... »А через неделю в письме к брату Анатолия сообщал:« Все первое действие в трех картинах уже готова, сегодня я приступил к другой. Чтобы я остался здесь на все лето, то, без сомнения, опера к концу лета была бы завершена ... »К сожалению, в Глеб Чайковский прожил того года только месяц.
«... Какая глубину поэзии в« Онегине »Я не ошибаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но сплошная поэтичность, человечность, простота сюжета в сочетании с гениальным текстом заменяет больше всего эти недостатки ».
Возвращение с Глебова в Москву не способствовало творческому вдохновению. Визиты, встречи, заботы в консерватории отнимали много времени, не давали возможности сосредоточиться. Только в августе, с трудом вырвавшись из Москвы в милой Каменки в Украине, снова берется за работу: инструмента и первую картину оперы.
В сентябре Петр Ильич снова возвращается в Москву. Но внутренняя неудовлетворенность, тяжелый и гнетущий душевное состояние выводят композитора из равновесия. Врачи советуют ему немедленно сменить обстановку. Композитор едет в Швейцарию, поселяется в маленьком уютном пансионате курортного городка Кларане. И снова погружается в поэтические строки Пушкина. В октябре он отправляет партитуру первого действия Николаю Рубинштейну, тогдашнему директору Московской консерватории. «... Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде, чем она пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностями, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и причудливой постановкой, с ее махальнимы машинами вместо капельмейстеров т.д. ».
Переехав в Венецию, Чайковский восторженно инструмента и второе действие. За пять дней полностью завершает работу над первой картиной (балл в Лариных) второго действия.
Из письма к Надежде фон Мекк:
«Не могу понять, каким образом, так сильно любя музыку, Вы можете не признавать Пушкина, который силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер виршотворення в бесконечную сферу музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихотворении, в его звуковой последовательности есть что-то проникновенное в самую глубину души. Это что-то и есть музыка ... »
1 февраля 1878 в итальянском городе Сан-Ремо Петр Ильич завершает работу над «Евгением Онегиным». За работой над новым произведением следило много людей. Деятели русской музыкальной культуры возлагали на П.Чайковского, к тому времени уже автора оперы «Кузнец Вакула», Первого фортепианного концерта, симфонической фантазии «Франческа да Римини», балета «Лебединое озеро», большие надежды. Конечно, как и каждый неординарный произведение, «Евгений Онегин» имел и своих поклонников, и своих противников. Не сразу во всей глубине почувствовал и понял оперу, например, Иван Сергеевич Тургенев, подверг острой критике изменения, внесенные Чайковским в тексты Пушкина.
Из рецензии С.Кругликова
«Время, когда« пелось лишь то, что было слишком бессмысленным, чтобы его произнести », - навсегда ушел в неизвестность. Все лучшие композиторы вдохновляются теперь не иначе, как лучшими произведениями литературы ... Но чем серьезнее отнестись к делу, тем сложнее она для воплощения ... Мне могут заметить, что «Онегин" не наше время задевает, что мундиры там, сюртуки фраки покроя не настоящий ... Сам Евгений - знамение времени, тип, герой романа, но не герой оперный ... В нем, пока он верен себе, пока не превратился наконец в человека, который умеет любить горячо и сильно, - нет данных для музыки : не ее задача - душевный холод и фразерство ... Не говорю о Татьяну ... Ее мечтательность, романтичность, искренность и сила чувств, нравственная чистота и молодая самоотверженность порывов сплелись вместе в единую, стройную, поэтическую гармонию ... »
Работая над оперой, Петр Ильич четко определил свой замысел, как «лирические сцены», выбранные из пушкинского романа. Именно те сцены, которые четко и недвусмысленно определяют морально-этические устои молодых героев - Татьяны, Онегина и Ленского.
«Евгений Онегин» П.И.Чайковского начал оперу нового типа, построенную не в интриге и историческом парадоксе, а на раскрытии внутреннего мира героев. В основу легли типичные человеческие чувства, которые пришлось переживать множества людей. Чайковский утверждал в оперном искусстве еще необычный в то время принцип психологического реализма «интимной, но сильной драмы».
Через два года после премьеры оперы на сцене Малого театра, спектакль появляется в репертуаре Большого театра. 19 октября 1884 состоялась премьера «лирических сцен» в Марийскому театре. Спектакль имел грандиозный успех. Благодарная публика преподнесла композитору серебряный венок.
Следующие представления проходили при переполненных залах. В апреля 1884 года года «Евгений Онегин» был впервые показан в Украине (Харьков). А 11 октября того же года премьера оперы состоялась в Киеве.
Значительный интерес к произведению обнаружили и зарубежные театры. 24 ноября 1888 «Евгений Онегин» был впервые показан в Пражском национальном театре. За пультом стоял Чайковский. Вскоре «лирические сцены» поставил на гамбургской сцене Густав Малер. За время, прошедшее после создания оперы, она шла почти на всех крупнейших сценах мира - в Лондоне, Берлине, Вене, Мадриде, Милане, Стокгольме, Нью-Йорке ...
Киевский оперный театр уже не раз обращался к сценическому воплощению «Евгения Онегина», и этот шедевр мировой оперной классики сохраняется в репертуаре более 100 лет.
Так, в ноября 1913 года театр почтил 20-летия со дня смерти П.И.Чайковского новой постановкой оперы, которую осуществили режиссер О.Улуханов и дирижер Д.Пагани.
Известно и о постановке 1927 года, осуществленной дирижером М.Вериковского. Кстати, партию Ленского в ней исполнял известный российский певец Л.Собинов, который тщательно изучил текст партии на украинском языке.
Сезон 1928/29 гг. Ознаменовался появлением нового спектакля. Дирижер Л.Брагинський и режиссер В.Манзий показали яркое представление, привлекая молодых исполнителей.
Партию Татьяны пела З.Гайдай, Ольги - А.Левицкому, Ленского - О.Колодуб и Б.Бобко, Гремина - Е.Циньов и М.Трифонов.
Во время пребывания Киевской оперы в Иркутске дирижер В.Йориш и режиссер М.Смолич осуществили новую интерпретацию пушкинского произведения.
Сезоны 45/46 и 51/52 гг. Ознаменовались появлением еще двух постановок, осуществленных режиссерами М.Смоличем и В.Манзием. Представлениями дирижировали В.Тольба и О.Климов.
Оригинальностью, смелым поиском новых средств выразительности, как драматургических, так и художественных, отмечалась постановка 1968 года. Режиссуру осуществил В.Скляренко, художественное оформление - известный сценограф Татьяна Бруни. Дирижировал спектаклем Л.Венедиктова. Интересную, обозначенную многими творческими находками интерпретацию, создала в 1972 году режиссер И.Молостова вместе с дирижером А.Рябова и художником В.Левенталем.
В 1983 году режиссер И.Молостова вместе с дирижером С.Турчака, художниками Ф.Нирод и М.Левитский которая создала эскизы костюмов, вдруг обратилась к прекрасной оперы П.Чайковского, которая почти двадцать лет идет на столичной сцене.
За долгую сценическую историю «Евгения Онегина» ведущие партии в ней пели лучшие оперные исполнители - З.Гайдай, Л.Лобанова, Т.Пономаренко, Л.Чкония, Е.Колесник, Г.Ципола, Л.Руденко, Г.Туфтина, в .Борищенко, В.Козерацький, П.Билинник, К.Огневой, А. Соловьяненко, М.Ворвулев, Ю.Гуляев, Д. Гнатюк, А. Мокренко, М. Роменский, А. Кикоть, М. Частий, а .Кочерга и др.