Он мог бы быть кем — мореходцем, пастухом, акробатом, батраком, торговцем при условии, что это обеспечивало бы независимость и возможность путешествовать по миру. Зорба постоянно изучает людей, обычаи, традиции страны. Думает, сопоставляет и размышляет. На жизнь ему хватает того, что зарабатывает, а на остальное он не претендует. Самодостаточный, именно поэтому он говорит то, что думает, делает то, что хочет, не дожидаясь чьего-то одобрения. И в этом отношении ведет себя как настоящий аристократ. Ему безразлично возможного противодействия и чьего-то осуждения, поэтому порой может показаться даже циничным. Безусловно, его поведение выходит за рамки схем, условностей и общепринятых норм.
Танец Зорбы — знаменитый сиртаки олицетворяет символ жизнерадостности. Эта музыка словно призывает не просить ничего, кроме солнечной, победной радости.
Воспринимать жизнь во всей его полноте, идти ему навстречу и погружаться в самую его гущу, со всем, что в нем есть хорошего и отвратительного, хорошего и плохого, утешительного и мятущегося. В этом смысл «мифа» Зорбы, который можно интерпретировать в соответствии времени и места. Этот персонаж вписан в рамки универсальной греческой культуры.
Удивительная музыка одноименного фильма Какояніса (1964) помогла созданию образа Зорбы (в чрезвычайном исполнении Энтони Руїнна). Переливаясь через край и безграничностью природы — в радости, горе, познании, противоречивости — музыка Теодоракиса была необходима, как воздух, и знаковым для трагической встрече двух влюбленных — чужеземца и гречанки. Эту изящную сентиментальную историю, выткал сам Зорба вместе с бывшей субреткою, которая умирает от чахотки в расцвете жизни.
Действие и романа, и фильма разворачивалась на Крите; действие балета, в котором и персонажи и фабула понесли довольно глубоких изменений, происходит на каком-то неопределенном, можно сказать условном греческом острове, который является редким уголком мира, где города, села и холмы имеют сказочные и древние античные названия. Здесь люди борются за право свободно жить, радоваться, грустить и умирать.