О ОПЕРTЕ «Наталка Полтавка» НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО
Опера Лысенко «Наталка Полтавка» принадлежит к выдающимся произведениям украинской музыкальной культуры, отмечается художественным совершенством, образностью, богатством вокальной палитры, правдивостью изображения жизни народа.
Приступая к работе над оперой, Николай Лысенко (1842 - 1912) имел возможность познакомиться с определенным музыкальным материалом, которым сопровождались многочисленные постановки пьесы И. Котляревского на драматической сцене. Однако все музыкальные сопровождения «Наталка Полтавка» не выходили за рамки салонного, водевильных-опереточного жанра.
Композитора сюжет «Наталка Полтавка» Ивана Котляревского привлек искренним раскрытием жизни простого народа, глубоким проникновением в его духовные ценности, реалистичным отображением народного быта. Произведение основоположника украинской классической литературы, полон острой сатиры, привлекал еще и социальной очерченностью.
К пьесе «Наталка Полтавка» Н. Лысенко обратился в 1864 году, но, не имея достаточного опыта в музыкально-драматическом жанре, не удовлетворился первым вариантом оперы. Над этим, казалось бы таким несложным по сюжету произведением, композитор работал почти четверть века, показало, какое большое значение он имел для композитора. Клавир вышел в 1889 году. Кстати, работа над «Наталка Полтавка» стала запевом к монументального труда Лысенко - «Тараса Бульбы». Богатый опыт, полученный композитором во время написания «Наталка Полтавка», содействие в работе над оперой по мотивам повести Н. Гоголя.
Музыкальный материал оперы тесно связан не только с драматургией пьесы, но и с национальным песенным мелосом, который сделал оперу очень близкой духовной менталитета народа, показал интерес театров к этому произведению, который не сходит с сцены уже более ста двадцати лет.
М. Лысенко не перегружает либретто дополнительными сюжетными линиями, новыми персонажами, а стремится к максимальному раскрытию средствами музыки сюжета и образов, созданных И. Котляревскому.
Главный персонаж оперы - полтавская девушка Наталья, обладает лучшими чертами: умом, честностью, скромностью, любовью к труду, благородной искренней натуре. Болью разрывается ее сердце за любимым Петром, который находится в далекой стороне и неизвестно, когда вернется. Мелодия песни Натальи «веют ветры» - яркая музыкально-психологическая картина, предельно простой, искренний и выразительна.
Обеспокоенная притязаниями Возного, Наталья указывает на разницу их социального происхождения, пытаясь этим убедить ухажера в невозможности брака. Печальная мелодия песни «Видно пути полтавские», простая гармоничная фактура аккомпанемента представляют собой прекрасный психологический контраст к высокопарных сентиментальных высказываний Возного. Но воля матери - закон для Натальи, и она вынуждена согласиться на помолвку с возня.
Девушка в отчаянии. Наедине с собой, со своими мыслями, она стремится к тому, кто мог бы спасти ее от гибели: «Спеши, милый! Спаси меня от лютой напасти! По нелюбимым когда буду, то должен пропасть ».
Композитор воспроизводит духовное напряжение героини, которая, попав в сложную ситуацию, переживает борьбу между чувством и долгом. Таким предстает перед нами образ Натальи, простой и честной девушки, искренней в своем горе и в радости, способной на глубокие чувства и благородные поступки.
Яркими красками выписаны композитором образы представителей сельской бедноты - Петра и Николая. Лирик по характеру, Петр живет воспоминаниями о героическом прошлом народа. Большинство его песен стали широко известными. Это - «Ой не шуми, луже», «Ой, шел казак с Дона», «Да нет на свете хуже никому», «Солнце низко» и другие, как и песни Николая «Шум, гомон по дубраве», «Ворскла - река небольшая ».
Уже в самой фамилии Наташиной матери отражено ее нелегкой судьбе («Терпи бедствие»). Бедная, сломана горем и нищетой женщина, привыкла гнуть спину перед богачами. Ради счастья дочери готова на все.
Сельский богатой выборный Макогоненко и взяточник Возный - представители дворянства. Отсюда и музыкальные характеристики, которые четко определяют сущность персонажей. Здесь удачно используется прием сатирического дуэта Возного и Выборного: двое взяточников, кулаков и хищников лицемерно сетуют на свою судьбу, упрекают, что Наталья, мол, «в других вежливо, а к ним спесива».
Опера «Наталка Полтавка» получила большую популярность еще при жизни
Н. Лысенко. Это был найрепертуарнийший произведение первых украинских профессиональных музыкально-драматических трупп. В «Наталке Полтавке» играли Мария Заньковецкая,
Иван Садовский, Панас Саксаганский, Иван Марьяненко, Анна Затыркевич-Карпинская, Наталья Ужвий.
На сцене Киевского оперного театра впервые «Наталка Полтавка» была поставлена в 1936 С тех пор к опере коллектив театра обращался еще восемь раз. Спектакль шел в режиссерском трактовке Владимира Манзия, Амвросия Бучмы, Дмитрия Смолича, Дмитрия Гнатюка. Оперой в разное время дирижировали Владимир Йориш, Борис Чистяков, Вениамин Тольба, Иван Гамкало, художественное оформление осуществляли Иван Курочка-Армашевский, Алексей Шовкуненко, Александр Хвостенко-Хвостов, Сергей Отрощенко, Федор Нирод, Андрей Холопцевой. В спектакле пели Мария Сокол, Оксана Петрусенко, Зоя Гайдай, Зоя Христич, Клавдия Радченко, Евдокия Колесник, Лидия Забиляста (Наталья), Иван Паторжинский, Михаил Донец, Михаил Роменский, Андрей Кикоть, Владилен Грицюк, Николай Шопша (Выборный), Мария Литвиненко -Вольгемут, Вера Любимова, Валентина Кочур (Терпилиха), Петр Билинник, Виктор Борищенко, Николай Фокин, Константин Огневой, Владимир Тимохин, Александр Дьяченко, Степан Фицич (Петр), Михаил Гришко, Сергей Козак, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Григорий Грицюк Роман Майборода, Вячеслав Лупалов (Николай) и другие выдающиеся певцы киевской оперы.
Нынешняя редакция, осуществленная композитором Мирославом Скориком и режиссером Анатолием Соловьяненко, призвана требованиями времени. Сегодняшний зритель, привыкший к динамическому ритму современной жизни, не всегда воспринимает повествовательную и не спеша ритмику оперного произведения XIX века, характерную тем временам, в которые жили Котляревский и Лысенко. Поэтому можно считать новую интерпретацию оперы такой отвечающей современным художественно-эстетическим требованиям. Уместно добавить, что это является практикой многих театров мира, осмысленно делают новые редакции произведений Верди, Вагнера, Глинки, Чайковского, чтобы они становились ближе слушателям, которые выросли в эпоху временного ускорения.
Сохраняя идейно-эстетическую концепцию «Наталка Полтавка», великолепные тексты Ивана Котляревского, бессмертную музыку Николая Лысенко, постановщики деликатно сократили некоторые песенные и разговорные моменты, которые нисколько не разрушают архитектоники оперы, а делают ее более динамичной и энергичной в подаче музыкально-литературного текста, еще графичнише определяют психологические характеры ее героев.